Май 19, 2017 | Путешествия

Сегодня заключительный пост о наших приключениях на Шри-Ланке. В предыдущих постах я успела рассказать вам о том:

И наконец сегодня я расскажу вам о, пожалуй, главной религиозной достопримечательности – самом почитаемом на Шри-Ланке Храме Зуба Будды, а также о других храмах, в которых мы побывали в один из последних дней, проведенных на Шри-Ланке. Готовы? Тогда в путь!

Мы направляемся вновь в сторону Сигирии, т.к. хотим заглянуть в 2 интересных храма: в еще один буддийский пещерный храм и в большой индуистский храм.

Мы остановились на дороге, чтобы полюбоваться открывшимся видом, благо, что ширина дороги позволяла это сделать.

Шри-Ланка

Едем дальше. Вновь остановились и решили полюбоваться открывающимися красотами:

Мы у цели. Мы прибыли в пещерный буддийский храм Алувихаре в районе Матале, который также называется Matale Alu Viharaya. Окруженный холмами священный буддийский храм находится в 30 км от Канди, бывшей столицы Шри-Ланки. Появление этого храма датируется 3 веком до н.э.

Тропический рай на территории храма:

Шри-Ланка

На территории храма размещается школа, из которой периодически показывались монахи. К сожалению, справа вы видите табличку, что фотографировать категорически запрещено. Поэтому сам храм я показать вам не смогу. Но могу лишь сказать, что этот храм мне понравился больше всех храмов, посещенных на Шри-Ланке. В нем спокойно и уютно…

Как и при посещении всех храмов на Шри-Ланке, нам пришлось разуться и ходить по раскаленным камням босиком. Но что делать, местные традиции, особенно религиозные, надо чтить и уважать, находясь в другой стране. Кстати, будьте готовы, что на вашей обуви ланкийцы будут зарабатывать, хоть и небольшие, но все же деньги, и это тоже своего рода вымогательство, негласно процветающее на Шри-Ланке.

Очень часто ничего не подозревающие туристы сдают обувь, т.к. видят, что обувь надо снять, не снимать нельзя, но мало кто замечает небольшие таблички, что при получении вашей обуви обратно вы должны заплатить некую сумму денег. Неприятный для многих сюрприз.

Если они видят, что вы начинаете складывать свою обувь в рюкзак и не намерены платить, раздается «Please, please, please» с мольбой в голосе. В общем, это тоже часть заработка для ланкийца.

Все бы ничего, если бы не тотальная грязь в храмах и не грязные стопы после хождения по храму.

Далее, будьте готовы во всех храмах на Шри-Ланке платить за вход и платить достаточно много. Не помню ни одного храма, где бы нам не пришлось платить. В среднем, стоимость входа колеблется от 200 до 500 руб./чел. А посещение Храма Зуба Будды, кажется, нам обошлось по 1500 руб. на человека. Для местных, конечно, все бесплатно. Как всегда, платят только белые. Белый человек – априори для ланкийца мешок с деньгами, и по их мнению, большой мешок. 🙂

Итак, если кратко, белый человек должен везде платить и платить много. Так что, Шри–Ланка совершенно не дешевая страна, кто бы что ни говорил. Транспорт дорогой (кроме общественных автобусов, на которых, думаю, мало кто из вас отважится прокатиться). Еда дорогая. Отель более-менее приличный дорогой. Нет, конечно, есть варианты расселения в отелях без стекол, чисто со ставнями. Это будет дешевле. 🙂

Так что, несмотря на все природные красоты Шри-Ланки, эта страна не для всех: грязь, потенциальный обман на каждом шагу, постоянное ощущение вымогательства со стороны местного населения. Кроме того, это не как в Таиланде, где на каждом шагу можно поесть. Здесь с этим все не так просто. Поэтому я вам рекомендую 10 раз подумать прежде, чем отправиться на Шри-Ланку. 🙂 Экзотики здесь выше крыши, но, уверена, не всем такая экзотика будет по душе. Нам очень повезло с отелем. Но все, что было за пределами отеля, помимо природных красот, буду откровенна, меня не только не впечатлило, а в большей степени опечалило.

Поэтому если вы меня спросите, понравилась ли мне Шри-Ланка, отвечу: «Очень, но только на территории отеля и из окна микроавтобуса, либо машины». Природа фантастическая, это правда! На мой взгляд, мало что может сравниться с необыкновенными ланкийскими ландшафтами, но на этом, пожалуй, все.

Мы провели сказочный месяц на Шри-Ланке. Если вы для чего-то нужны ланкийцам, они будут носить вас на руках (как, напр., нашему отелю нужны были хорошие рекомендации от нас для немецкого турагентства, с которым они только начинали сотрудничать). Если им нужны от вас только ваши деньги, будьте готовы, что вас могут обмануть на каждом шагу, и вас не будет покидать неприятное чувство, что вы стали объектом вымогательства. Возможно, поклонники Шри-Ланки мне возразят. Но я лишь делюсь своими впечатлениями и опытом пребывания на Шри-Ланке в течение месяца. Если у вас другой опыт, замечательно. Если вы приезжаете по путевке на 10 дней, возможно, вы всего этого и не успеете почувствовать. Но когда вы – самостоятельный путешественник, все это очень хорошо ощущается.

Поэтому да, это был лучший месяц, проведенный за границей, сказка, но я туда больше ни ногой. Хотя не буду зарекаться. Скажу лишь, что возвращались мы также через Шри-Ланку. Мы провели меньше суток до вылета домой в отеле недалеко от аэропорта. Эти сутки оказались сущим адом для нас. Все радужные впечатления о Шри-Ланке смазались в мгновение ока. Более того, 3-месячное путешествие оказалось коту под хвост. В отеле мы столкнулись с таким откровенным хамством. Мы были просто в шоке. У меня было жгучее желание оставить крайне негативный отзыв о них, но пожалела я их. Скажу лишь, что за эти 24 часа мы увидели небо в алмазах, и я увидела совершенно другую Шри-Ланку. Она мне не понравилась…

Поэтому о Шри-Ланке у меня двоякое впечатление. Тот месяц, проведенный на Шри-Ланке, был как в раю. И был один день на Шри-Ланке, который был сущим адом. И что удивительно, по силе впечатлений они оказались равны. Вот так бывает в жизни.

Но мы отвлеклись. 🙂 Приглашаю вас вновь окунуться в атмосферу древней, сказочной страны. Возможно, когда вы съездите на Шри-Ланку, у вас будут совершенно другие впечатления. Для меня Шри-Ланка, пожалуй, первая страна, от которой остались вот такие неоднозначные впечатления.

Итак, продолжаем осмотр территории храма. Здесь живут монахи:

Шри-Ланка

Вот такой Шри-Ланку я полюбила, за ее потрясающие виды. Как можно не восторгаться такой красотой?

Посетив древний храм, возвращаемся на стоянку. Пальмы, пальмы, пальмы… А у нас в это время была лютая зима. 🙂

Тут же на улице сушатся очищенные кокосы на мешке.

Шри-Ланка

А рядом был небольшой индуистский храм, возле которого лежали прямо на земле подношения в виде кокосов. По этим кокосам, валяющимся на земле, ползала всякая живность. Никогда не забуду, как наш проводник нагнулся к подношению, отломил кусочек, стал жевать и предлагал нам отведать. Мы, конечно же, отказались от такого угощения. Мы у него поинтересовались, все ли будет в порядке с его кишечником, на что она нам ответил: «Конечно». 🙂

Дальше мы отправились на фабрику батика. Памятуя о фабрике батика на Бали и прекрасном качестве изделий ручной работы, я думала, что и на Шри-Ланке будет так же. Поэтому мы сюда заглянули. Боже мой, в каких ужасных условиях все это делается. Как всегда, цены для туристов заоблачные, а качество продукции при этом чрезвычайно низкое.

К сожалению, темно. Показывали, как изготавливают ткань. Помню только жуткие запахи, от которых хотелось бежать.

Шри-Ланка

Вот что получается в итоге, но на картинке все это лучше смотрится:

В общем, технология изготовления та же, что и много веков назад:

А дальше мы отправились в большой индуистский храм в Матале. Если до этого мы были исключительно в буддийских храмах, то для полноты картины решили заглянуть и в индуистский.

С виду вроде бы симпатично, но сколько же грязи, боже мой… И здесь тоже надо было ходить босиком. Скажу лишь, что мы здесь пробыли максимум минут 10 и выбежали.

Вот так храм выглядел снаружи:

Шри-Ланка

Все, мы снова в путь. Дальше мы решили посетить 3 древних храма, один из которых красуется на денежной купюре Шри-Ланки. Скажу честно, несмотря на то, что я люблю древность, особенно храмы, нас хватило только на 2. Почему? Как белый человек, платишь по 500 руб./чел. за посещение. Заплатил, заходишь в храм, смотришь на абсолютно голые серые, бетонные стены, грязь, заплатил деньги и выходишь в полном недоумении, что это было и за что взяли деньги. 🙂 Мы сочли, что мы уже внесли свой посильный вклад в реконструкцию памятников архитектуры Шри-Ланки. Поэтому решили не портить окончательно впечатления о Шри-Ланке и вовремя остановиться.

Но хорошо, давайте я вам все-таки покажу то, что можно показать.

Храм 1: здесь нас заставляют разуться и дальше идти босиком по всей территории храма.

Шри-Ланка

По пути мы заглянули в какое-то крохотное строение:

А дальше мы заглянули в крохотный храм, который запирается и в который совершенно не поступает свежий воздух. Такого затхлого воздуха я нигде не встречала. Оттуда хотелось бежать. Мы быстро сфотографировали и выбежали. Это все, что было внутри:

Вид слева:

Вид справа:

Дверная ручка, конечно, мощно смотрится, она огромная:

Все, нечем дышать, выбегаем… Ух, надеемся, что другие храмы будут стоить того. Подъезжаем к Храму 2. Вот что мы видим внутри:

Шри-Ланка

Вид слева, вид справа точно такой же:

Очень понравился открывающийся вид с территории храма:

Мои любимые Frangipani, они же плюмерия:

Шри-Ланка

Вот здесь мы ходили босиком:

Так выглядит снаружи:

А это священное дерево Бо, под которым Будда обрел просветление и которое, как я уже писала, есть в каждом буддийском храме:

Шри-Ланка

А теперь совершенно фантастический кадр. Вот и не верь после этого в силу молитвы. Видите, как неистово молится ланкийка, и вы только посмотрите, какой свет изливается на нее. Это мой самый любимый кадр:

Честно говоря, я была поражена увиденным и хотела ее запечатлеть на iphone. Я только приладила, чтобы издалека ее снять, мы стояли очень далеко. И в этот самый момент она открывает глаза и поворачивает голову в мою сторону. Я быстро убрала iphone. И тут она начала активно переговариваться на своем языке с нашим проводником. Она мне показывает жестом, а проводник переводит, что она разрешила ее снять. И сказала, что покажет, как она молится, и я могу все это заснять на видео. Для меня это было очень ценно и значимо. Не знаю, что-то во всем этом было мистическое.

И на прощание мы сфотографировали вход в этот храм.

Шри-Ланка

Финальной частью нашей поездки в тот день оказалось посещение Храма Зуба Будды в Канди. Это самое священное место на Шри-Ланке. Поэтому цена билета для белого человека соответствующая: 1500 руб./чел. 🙂 И еще + закладывайте стоимость хранения вашей обуви. Сдать ее на хранение вы можете бесплатно, но при получении ее назад вы будете обязаны заплатить. Это мне напоминает езду туристов на верблюде где-нибудь в Тунисе. Залезть на него можно бесплатно, но слезть только за деньги. Принцип аналогичный. 🙂

Итак, мы прибыли в Канди. Поскольку наш проводник не уведомил нас о том, что мы уже приехали храм осматривать, мы вышли на какой-то стоянке в оживленном месте. И я впервые оставила и парео, и куртку в машине, которыми можно было накрыть плечи при входе в храм. Прошли некоторый участок пути, стараемся поспеть за нашим проводником, и тут неожиданно подходим к Храму Зуба Будды. Оказалось, что мы уже у цели. Я спросила, почему же нас не предупредили, что мы сейчас зайдем в храм, я ничего с собой не взяла, чтобы накрыть плечи (вы, вероятно, знаете, что в буддисткий храм нельзя заходить с оголенными плечами и коленями). В общем, проводник наш сказал, что он сходит за курткой, а нам предложил пройти сотню метров до храма самим. Я наотрез отказалась, т.к. Канди – это чрезвычайно оживленный, густонаселенный город, где все ездят как хотят, сумасшедшее движение. На светофоры никто не обращает внимания. В общем, пришлось ему сначала перевести нас через дорогу, а потом он побежал за моей курткой. Помню это ощущение ужаса, как там вообще можно жить, если переходить дорогу опасно для жизни? 🙂

Пока его ждем, смотрим по сторонам, все огорожено. Вот он знаменитый Канди собственной персоной. Город Канди — последняя независимая сингальская столица.

Шри-Ланка

Все, у меня есть курточка. Заходим на территорию храма:

Знаменитый ракурс:

И вот еще:

Шри-Ланка

Храм окружен рвом, потому что эту святыню несколько лет назад пытались взорвать исламисты:

Пока смотрим по сторонам:

Уже темнеет:

Самое время дать справочную информацию о Храме Зуба Будды. Цитирую Википедию:

«Примерно в 540 году до новой эры умершего Будду кремировали и из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Зуб был привезен на Цейлон в 371 году. После нескольких столетий нахождения в Индии, святыня была отправлена на Цейлон IV правителем Калинги, терпевшим поражения в войнах и опасавшимся за судьбу своего государства. Реликвию на остров переправила дочь правителя, спрятав её в своей причёске.

Этому зубу издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был выбран город Анурадхапура, затем зуб перенесли в город Полоннарува, а уже в начале XVIII века он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни и был возведён храм Далада Малигава. Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Достаточно зубу исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Уничтожить зуб пытались многократно. В 1998 году исламисты попытались уничтожить зуб, заложив бомбу в храме Далада Малигава. Бомба сработала, храм был поврежден, но реликвия осталась целой. Сам Зуб видели очень немногие. Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и некоторые из монахов. Сейчас храм Зуба Будды открыт с рассвета до заката, поэтому ступу могут лицезреть все желающие, кто в состоянии выстоять длинную очередь к этой святыне. В очень редких случаях, когда показывают сам Зуб, его укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса.»

Идем к храму, но по пути осматриваем окрестности. Усталые путники медитируют на закат:

Шри-Ланка

Конечно же, все закрыто. Я бы удивилась, если бы работало. 🙂

Тут какая-то проповедь:

Все, огляделись по сторонам, пора заходить в храм. Сначала мы вошли в какое-то помещение, где было много фотографий. Оказывается, раз в год, в августе проводят фестиваль (по-моему, чуть ли не целый месяц). Ларец с зубом Будды водружают на слона и возят его торжественно по городам и весям с различными зрелищными шествиями.

Дальше мы начали осматривать храм. Внутри на первом этаже:

А дальше мы услышали странные звуки, на которые мы и пошли. Вот что предстало нашему взору. Театрализованная вечерняя служба:

Шри-Ланка

А потом мы поднялись на второй этаж, где по преданию хранится Зуб Будды. Здесь уже выглядит все гораздо серьезнее: толпы паломников, истинно верующих, монахи, была настоящая давка. Где-то там в глубине и должен храниться Зуб.

Все, мы выбрались из давки на свежий воздух. Уже совсем стемнело, пока мы были внутри:

Вот такой выдалась наша поездка на Шри-Ланку, по большей части радостной, прекрасной… Сказочная страна, где люди радуются простым вещам, запускают воздушного змея, поклоняются Зубу Будды, но при этом могут запросто вас обмануть и, скорее всего, не испытывать угрызений совести из-за этого, ведь вы же белый, поэтому обязаны ему помочь…

Напишите в комментариях, понравилось ли вам наше виртуальное путешествие, и готовы ли вы чуть позже отправиться со мной в Лаос, затерянный рай, о котором мало кто знает… Лаос покорил меня!

Отправляемся в азиатское путешествие. Предисловие

Шри-Ланка. Часть 1. Мы провели здесь месяц своей жизни…

Шри-Ланка. Часть 2. Вкусности для туристов

Шри-Ланка. Часть 3. В поисках конца света в первый день Нового года

Шри-Ланка. Часть 4. Королевский ботанический сад Перадения, страдающий гигантоманией