5 типичных ошибок при изучении английского языка и не только

Дек 10, 2012 | Эффективность

Сегодня мы поговорим о 5 типичных ошибках, которые мы совершаем на тернистом пути изучения английского языка. Безусловно, их больше, но сегодня мы остановимся на самых типичных. Моя цель — показать вам, что вы в этом не одиноки.

Не секрет, что многие годами изучают английский язык, ходят от репетитора к репетитору, от преподавателя к преподавателю без видимых результатов. В чем же дело? Почему так происходит? Давайте попробуем это выяснить.

Типичная ошибка №1

Мы излишне полагаемся на репетиторов, языковые курсы и пр., перекладывая груз ответственности за свое обучение на них.

В чем же причина этому? Исторически у нас сложилось представление о том, что в школе нас научат. Они обязаны, для этого они существуют. Затем на языковых курсах и занятиях с репетитором мы верим, что он компетентен, меня научит, ведь я плачу за это деньги.

Таким образом, мы снимаем с себя груз ответственности за желаемый результат. Если результатов нет или они совсем не такие, какие мы хотели бы получить, мы виним в этом преподавателей, репетиторов или, что еще хуже, мы полностью или частично разуверяемся в своих языковых способностях.

Хорошая новость в том, что изучение иностранного языка действительно подвластно каждому, главное — правильный подход. При «неправильном», т.е. неэффективном подходе, у вас могут уйти годы на изучение английского без достижения желаемых результатов. Важно выбрать то, что подходит вам, выбрать цель и неуклонно, день за днем, шаг за шагом двигаться к ней.

Наверное, вы от меня уже много раз слышали, что если русский вы освоили, то и английский освоите. Не секрет, что кому-то изучение иностранного языка дается проще, кому-то труднее, но я абсолютно убеждена, что овладеть им в степени, достаточной для общения, способны все!

Правда жизни №1

Только вы можете выучить иностранный язык. Ни один преподаватель за вас этого не сделает. Пора уже переключиться на то, что за ваш прогресс и в целом за ваши успехи в изучении любого иностранного языка ответственны только вы. Репетитор, преподаватель — это лишь проводник в удивительный мир иностранного языка. Хороший преподаватель, репетитор, коуч показывает вам, как избежать подводных камней и добиться ваших целей в максимально короткие сроки. Но дисциплинировать себя, чтобы регулярно заниматься, — целиком и полностью ваша задача.

Типичная ошибка №2

Мы либо слишком погружаемся в грамматику, либо уделяем ей недостаточно внимания, погружаясь в развитие разговорных навыков.

Исторически так сложилось, что в школе, в соответствии со школьной программой, преподаватели делали акцент на изучении грамматики. И действительно, мы ее штудировали годами, но это нам не помогло достичь конечной цели — свободно говорить и понимать носителей языка и не только, словно они говорят по-русски. Мы так толком и не научились говорить и воспринимать речь носителей языка на слух. Аудированию практически не уделялось внимания, да и, ввиду наличия железного занавеса, особо общаться нам было не с кем.

В начале 90-х все изменилось. Открылись границы, мы стали активно ездить за рубеж, и нам понадобился английский язык. Появилось большое количество языковых школ, в которых стали обучать по британским учебным пособиям с акцентом на развитии коммуникативных навыков. В результате (в лучшем случае) мы начинали говорить, но по большей части абсолютно неграмотно или недостаточно грамотно — т.е. наметился другой крен.

Как же быть?

Правда жизни №2

Истина, как всегда, посередине. Нужно подобрать оптимальный баланс между изучением грамматики и развитием разговорных навыков. О полной системе и техниках, как это сделать, я рассказываю на своих семинарах и тренингах.

Жемчужины мудрости для изучающих английский

Для тех, кто изучал английский в советский период, т.е. кому 30 и больше: благодаря только лишь штудированию грамматики еще никто не заговорил и не начал понимать на слух речь носителей языка. Если вы бесконечно штудируете грамматику и думаете, что вы не знаете языка и не можете говорить потому, что вы еще недостаточно хорошо ее проработали, то это заблуждение.

Раскрою вам секрет: вы намного грамотнее многих носителей языка, но вы не можете говорить, потому что знание грамматики автоматически не приводит к развитию навыков говорения. Аудирование и говорение — это отдельные навыки, которые необходимо специально развивать. Грамматика лишь помогает разложить все по полочкам и быстрее начать ориентироваться в структуре английских предложений, правильно употреблять времена глагола и пр., т.е. способствует более быстрому развитию этих навыков, но она не способна их подменить, это не в ее власти.

Те, кто изучал английский в постсоветский период, чаще всего легко преодолевают языковой барьер и как-то пытаются говорить, но у них страдает грамматика, т.к. на ней не делается акцент. Их речь может быть даже беглой, но недостаточно грамотной. Согласитесь, нам режет слух, когда иностранцы пытаются говорить по-русски. Так почему же мы думаем, что иностранцам приятно слышать наш ломаный английский?

Постоянно работая над повышением грамотности своей речи, вы тем самым проявляете уважение к носителям языка. Но нужно избегать и другой крайности, когда вы начинаете комплексовать из-за того, что знаете, что ваша речь несовершенна, и вовсе отказываетесь от всяких попыток говорить по-английски.

Помните о золотой середине во всем!

Типичная ошибка №3

Форсирование речи — когда нас заставляют говорить раньше времени.

Только представьте: когда вы изучали русский, вас бы сразу заставили говорить. Вы этого никогда не слышали, и вдруг нужно сказать самому. Вряд ли вы бы справились. А у нас заставляют это делать!

К чему это приводит? К расстройству, ведь вы не знаете, как выразить свою мысль, вы не уверены, правильно ли вы говорите, у вас не получается, вы утрачиваете уверенность в своих силах, способностях и пр. Нужно как можно больше слушать, слушать и слушать — и лишь потом говорить. Но если вы будете бесконечно долго слушать и не пытаться заговорить, тогда вы не заговорите.

С одной стороны, не надо этот процесс форсировать, а с другой стороны — не насилуйте себя говорением. Вы должны сначала накопить, а потом это будет из вас выходить естественно. Это будет реальный английский язык.

Правда жизни №3

Не накопив сначала некий багаж «слушания», нам сложно заговорить. Но если мы не будем ставить перед собой цель — заговорить, то мы никогда не заговорим.

Для тех, кто не стесняется на первых порах использовать язык жестов при изучении иностранного языка, есть отличное решение. Об этом рассказывает мой бизнес-партнер Бенни Льюис — ирландский полиглот, владеющий 11 языками, в том числе языком жестов. Подробнее о его методике вы можете узнать здесь →.

Когда вы только окунаетесь в языковую среду, язык жестов на самом деле не так плох. 🙂 Могу по секрету сказать, что я сама неоднократно (по крайней мере, дважды) попадала в ситуации, оказавшись за границей (не в англоговорящих странах), когда пыталась изъясняться на своем свободном английском с местными жителями. Но дело в том, что я не могла понять, что они пытаются передать мне в ответ на своем ломаном английском, а мой попутчик, не владеющий ни одним иностранным языком, каким-то шестым чувством улавливал смысл сказанного местными жителями гораздо быстрее меня. Смешно, не правда ли?

Моя ошибка была в том, что я пыталась услышать во фразе правильно выстроенные слова. Пыталась пробраться сквозь жуткий акцент аборигенов и найти в своей голове правильные аналоги тех звуков, которые они старались воспроизвести, или пыталась догадаться — т.е. из некоего набора слов, составленных абсолютно неправильно, я пыталась понять смысл сказанного. Я слушала головой, а не сердцем.

Теперь по поводу произношения. Если вы очень переживаете, что ваше произношение хромает, открою вам еще один секрет, о котором я вам, возможно, уже поведала. 🙂

Хорошее произношение — это не классическое британское произношение, которое вы можете услышать на BBC. Хорошее произношение — это когда понимают вас и когда понимаете вы.

Да, нужно стремиться говорить, как носители языка, но не маниакально к этому идти. Не нужно ждать, когда вы доведете свое произношение до уровня носителей языка, чтобы наконец заговорить по-английски. Тем более, нужно какое-то время прожить в языковой среде, чтобы у вас совсем не было акцента. Акцент все равно будет, потому что наш голосовой аппарат изначально настроен на произношение других звуков, но, конечно, нужно стремиться к его нивелированию.

Типичная ошибка №4

Мы склонны фокусироваться на ошибках и, таким образом, тормозим или откладываем практику говорения.

Этот пункт созвучен с пунктом №3. Очень часто мы начинаем комплексовать, когда не знаем, как правильно сказать. Начинаем жутко переживать, а правильно ли мы говорим, а тот ли предлог мы употребили, в правильном ли времени поставили глагол. Мы начинаем задумываться о грамматике, а не о том, что говорим. Нас сдерживает страх ошибиться. Мы фокусируемся на грамматике, на своих ошибках, но не на самом процессе общения.

Правда жизни №4

Ваш собеседник понимает, что английский язык для вас не является родным. Вы только учитесь. Вы не носитель языка. Тот факт, что вы пытаетесь общаться по-английски, уже говорит в вашу пользу. Вы стремитесь изъясняться на чуждом для вас языке. Одно это уже заслуживает уважения с его стороны. Носитель языка не будет над вами смеяться, если вы скажете что-то неправильно. Более того, носитель языка практически не будет вас поправлять, если вы скажете что-то не так, даже если вы его об этом попросите. Они слишком вежливы для этого. 🙂

Ключ к успеху — перестаньте фокусироваться на своих ошибках. Вам нужно заговорить. Но это, конечно, не значит, что нужно лепить все подряд. Вам нужно больше слушать правильную речь носителей языка, диалоги и т.п. для того, чтобы вы могли использовать устойчивые выражения в своей речи естественно и непринужденно.

Переместите свой фокус с ошибок на общение: не нужно бояться говорить, но при этом стремитесь постоянно к совершенствованию вашей речи, ваших знаний. Вы познаете мир, и ваш собеседник способен вам в этом помочь, если вы раскроетесь ему навстречу.

Не нужно бояться! Ваша цель — не говорить совершенно, а передавать какую-то информацию, донести свою мысль, но чтобы это было максимально грамотно и правильно на вашем нынешнем этапе развития. Всегда стремитесь к большему!

Верьте, вы можете говорить. Вы действительно можете говорить. Я хочу, чтобы вы верили в это. Да, нужны усилия. За сутки выучить иностранный язык невозможно. Но выбирайте эффективный подход, чтобы добиться цели кратчайшими путями.

Типичная ошибка №5

Мы излишне фокусируемся на учебниках, к которым в лучшем случае прилагается аудио, озвученное актерами, четко проговаривающими слова.

Да, мы привыкли учиться по учебникам. Нам кажется это естественным, но, к сожалению или к счастью, учебные пособия — это не сама жизнь.

Правда жизни №5

Учебные пособия очень часто далеки от реальной жизни. Занимаясь по учебным пособиям, вы изучаете учебные пособия, а не сам язык, на котором говорят носители языка в реальной жизни.

Закончить я хочу фразой Тони Роббинса, которую просто обожаю: «Изучать иностранный язык нужно, погружаясь в него, и делать это так часто, чтобы это стало вашей реальностью. Вы должны погрузиться и ощущать язык частью вашей реальности».

Почувствуйте, что английский — это не два занятия в неделю в вашем графике, а часть вашей реальности. Это очень, очень важно.

Если вы узнали об этих 5 типичных ошибках впервые, возможно, это послужит вам ориентиром, как и что делать не нужно. Если вы уже что-то из этого слышали из моих уст, надеюсь, это послужит вам напоминанием и поможет вам вновь обрести уверенность в себе.

Совершали ли вы одну или несколько из перечисленных ошибок? Возможно, вы совершали другие. Напишите в комментариях, какие ошибки вы уже успели совершить и с какими трудностями вы столкнулись при изучении английского языка. Мне важно ваше мнение, и я постараюсь вам помочь.

Диана Семёнычева

Диана Семёнычева

Основатель EngExpert

Коуч, спикер крупнейших конференций, автор успешного онлайн-проекта «Эффективный английский с экспертом», автор и ведущая интенсивных тренингов и семинаров по английскому языку, известная своей эффективной методикой. Также  кандидат экономических наук по мировой экономике.